Путь к
Исцелению, Пробуждению,
Самосовершенствованию и Просветлению



      Просветление

    1) Понятие Просветления
    Просветление (бодхи, тиб., Джанг Чуб, Пху Тхи) - состояние ясности, осознанности, понимания практик и выхода из состояния субъектно-объектной дихотомии. Так как понятие просветления в значительной мере связано с практическими аспектами буддизма, оно трудно подлежит вербальному определению. Вот примерное описание двух подходов к определению просветления:
    Просветление - состояние полной осознанности человеческой сущности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, т.е. исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим.
    Просветление достигается за счет понимания ошибочности волеизъявления, благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом сознание освобождается от иллюзий и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.
    Просветлению соответствует термин сатори, пробуждение ото сна неведения, что является очень важным событием в жизни человека (соответствует второму рождению)
    Полное просветление - это состояние реализации (от англ. realization - осознание), в которой уничтожены самые тонкие следы неведения относительно природы реальности, уничтожены обе Завесы; иногда называется воплощением "Трех Кай (Трёх тел Будды)". Характеризуется Пятью Будда-мудростями и четырьмя видами Активности. В разных системах[источник?] существуют условные разделения на уровни или стадии пути к просветлению Бхуми, Пять Путей и Этапы Махамудры. Полное просветление означает окончание круга воплощений (рождений и смертей). Наступает после достижения состояния самадхи (соответствует третьему посвящению).
    Просветление, согласно учению Будды, означает знание Единственного Пути, ведущего к освобождению от страдания и нирване.
    Просветление - термин, часто используемый в Дзен. Исходя из притч, можно делать вывод, что изначально, это то же самое, что и псевдонирвана в Западной метафизике, Первичный Восторг в начальном Буддизме и крещение Духом Святым в раннем Христианстве. Это скачкообразное изменение восприятия окружающего Мира, знаменующее собой переход к отличной, от общепринятой, форме мышления.
    Одновременно является началом открытия чакры "третьего глаза" и трамплином для глубоких изменений сознания. Как витальная форма, тяжело поддается ментальному описанию. Из всех попыток изобразить происходящее в момент просветления, пожалуй, наиболее близкой к реальному восприятию можно признать формулировку: "ощущение такое, как будто с вас сняли половину черепа".

    2) Нирвана и Сансара
    Нирва?на (nirv??a, пали nibb?na, "угасание, прекращение") - понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана - состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, "высшего счастья". По своей сути нирвана - трансцендентное состояние непроходящего покоя и удовлетворённости. Нирвана - разрыв в цепи перерождений (сансары), прекращение перевоплощений, абсолютный, ненарушимый Покой. Нирвана не поддается никаким определениям. По поводу того, как именно надо ее понимать, среди буддийских теологов и исследователей буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана - слияние с Брахмой. Принципиально сейчас принято различать 3 вида нирваны:
    Моментальная нирвана - кратковременное состояние покоя и просветления, знакомое каждому человеку.
    Жизненная нирвана - состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни.
    Вечная нирвана - состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела. Согласно учению Будды, несмотря на страдание, пронизывающее все уровни сансарического существования, существует состояние, в котором страдания больше нет, и это состояние достижимо. Это и есть состояние нирваны. Переживание состояния нирваны в буддизме часто обозначается понятием амата, абсолютного духовного достижения, таковости, разрушающей причинно-следственную связь кармического существования.
    Сутра-питака характеризует нирвану как "освобождённый разум (читта), не имеющий более привязанностей". Разум более не идентифицируется с феноменами бытия, он становится непреходящим, вечным, тем самым становясь освобождённым. Нирвана обозначает собой окончание незнания (авидьи), погружающего разум в бесконечную череду перерождений, зависимого существования (сансару). В строгом смысле нирвана не является каким-либо местом или состоянием, это - постижение безусловной истины.
    Нирвана и сансара:
    В соответствии с доктринами буддизма махаяны, нирвана поначалу рассматривалась как контр-аспект сансары, составляя с последней единую реальность. Позже, со времён Нагарджуны, появились учения, объявляющие нирвану тождественной сансаре.
    Тхеравада возвела противопоставление нирваны и сансары в ранг основной проблемы обретения освобождения. Данное противопоставление считается определяющим конечную цель существования, состоящую в избежании страданий сансары и достижении освобождения через нирвану. Однако, в отличие от махаянистских школ, тхеравада не считает двойственность нирваны и сансары преодолимой, два этих контр-аспекта действенны всегда и для всех, включая Будду и архатов. Как показательный пример этой двойственности, зачастую приводится история Будды до перехода его в паринирвану, когда он был ещё на земле: он уже достиг нирваны, но был также и в сансаре, ибо был воспринимаем органами чувств окружающих.

    3) Паранирвана
    Паринирва?на (parinirv??a; пали: parinibb??a; кит. бо-не-пань; яп. хацунэхан) - в буддизме - окончательная нирвана, которая может быть достигнута обычно лишь по физической смерти существа, достигшего полного просветления (бодхи). Паринирвана - главная цель буддийской практики, подразумевающая выход за пределы цепи перерождений и разрушение всех физических и умственных скандх.
    Кроме этого, в буддизме встречается термин Махапаринирвана ("великая окончательная нирвана", как в частности, в написанной на пали Махапаринирвана сутре). Обычно это понятие характеризует высшее состояние нирваны (бесконечный покой и счастье), в которое входит просветлённый (будда) или архат в момент физической смерти.

    4) Сатори
    Сатори (самбодхи - букв. "просветление") - внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека), достижение "состояния одной мысли" (дхьяна) в медитативной практике дзен. Считается, что достичь состояния сатори можно, помимо медитативной практики, благодаря тривиальным, ординарным событиям и предметам. В японской буддийской традиции сатори используется наряду с термином "кэнсё" - (яп. Кэнсё: "самопознание").

    5) Дзэн
    Ступени состояния ума Дзэн:
    Различались несколько ступеней достижения "пустотности" сознания:
    а) "одноточечное сознание" (и-нянь-синь),
    б) "сознание, лишенное мыслей" (у-нянь-синь),
    в) "не-сознание" (у-синь) или "не-я" (у-во).
    Это - этапы "опустошения" сознания и достижения шуньяты или кун (кит.), то есть пустоты, ибо одна из целей чаньского искусства состоит в создании особых условий, когда психика оказывается предоставленной самой себе и работает спонтанно, будучи глобально целостной или трансперсональной (в смысле со-бытия или со-знания с другими людьми и с миром).

    Источник информации: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дзэн

Hosted by uCoz